Энциклопедия художественной литературы

Рыцарский роман

На севере Франции в XII—XIII вв. появились и первые рыцарские романы. Как и рыцарская поэзия, рыцарский роман связан с новой, куртуазной (придворной) культурой, возникшей при дворах крупных феодалов в XII в. Богатые сеньоры держали тогда у себя на службе и профессиональных поэтов — менестрелей.
Придворная рыцарская культура носила светский характер и отличалась известной утонченностью. От рыцаря теперь требовалась не только доблесть, но и обходительность, тонкость чувств.
Рыцарский роман и куртуазная поэзия, рассчитанные на вкусы феодалов, приукрашивали рыцарство. Их содержание иногда условно. Элементы искусственности и условности можно обнаружить и в поэзии трубадуров. Но именно эти жанры в противоположность церковным проповедям утверждали интерес к земной жизни, к естественным чувствам людей. Они содействовали развитию новой, реалистической литературы, расцвет которой наступает в эпоху Возрождения (см. раздел «Литература эпохи Возрождения»).
Основное место в рыцарских романах занимает любовная тема и всевозможные, часто фантастические подвиги рыцарей. Рыцарь совершает подвиги в честь дамы сердца или только для того, чтобы прославиться. Большинство рыцарских романов написано стихами. Сюжеты для них обычно брались из старинных книг и легенд.
Наиболее одаренные авторы рыцарских романов: француз Бенуа де Сент-Мор, обрабатывавший сюжеты поэм Гомера и Вергилия; его прославленный соотечественник — поэт Кретьен де Труа, автор ряда романов, в том числе о рыцаре Ланселоте; немецкий поэт Готфрид Страсбургский, автор поэмы, основанной на кельтской легенде о Тристане и Изольде.

Метки:

Добавить комментарий