Энциклопедия художественной литературы

Пьер Жан Беранже

Французская поэзия прошлого века выдвинула двух выдающихся художников слова, которые приобрели славу во всем мире. Это Пьер Жан Беранже и Эжен Потье. Песенник Беранже выразил настроения демократических масс начала XIX в.; Потье, автор «Интернационала», выступил в конце века как глашатай пролетарской борьбы.
Пьер Жан Беранже вспоминал, что девятилетним мальчиком «с высокой кровли дома видел взятие Бастилии...». «С тех пор, — говорил он, — любовь к родине стала величайшей страстью моей жизни».
В мае 1813 г., когда Наполеон I после бегства из России снова задумал развязать войну, поэт написал сатирическую песню «Король Иве-то». В ней Бонапарту противопоставлялся добродушный и миролюбивый король. Совсем незлобивую на первый взгляд песенку полиция преследовала по пятам, как позже рассказывал сам поэт. Всем было ясно, против кого она направлена.
Когда во Франции в 1814 г. к власти вернулось дворянство, по всей стране распространились песни-сатиры Беранже. Поэт бичевал реакцию, призывал сбросить власть Священного союза над народами Европы.
Беранже постоянно разоблачал планы реакционного духовенства («Святые отцы», «Капуцины»). Он презирал представителей правящих классов, которые провозгласили установление монархического режима «днем мира, днем освобождения» («Белая кокарда», «Челобитная породистых собак»).
Людей искусства Беранже призывал сохранять верность народу, не преклоняться перед богачами («Новый фрак, или Визит к его светлости»).
В мрачные годы, когда Европой правил Священный союз монархов, поэзия Беранже оставалась оптимистической. Священному союзу варваров песенник противопоставил идею создания священного союза народов. Он призывал тружеников всех стран: англичан, немцев, русских, французов — утвердить мир на земле.

Метки:

Добавить комментарий