Энциклопедия художественной литературы

Эмиль Верхарн

Истинное дерзание стало творческим принципом другого бельгийского писателя, сумевшего привести своих героев к иным, нежели у Метерлинка, революционным выводам. Эмиль Верхарн — самый крупный поэт конца XIX —начала XX в. Его стихами, по свидетельству Н. К. Крупской, зачитывался Ленин. Первый переводчик произведений Верхарна на русский язык Валерий Брюсов писал, что Верхарн «принадлежит к числу писателей, именем которых означаются целые эпохи». И действительно, на пороге нового, XX в. великий бельгийский поэт уловил и с необычайной силой выразил революционную суть нашего времени. В его пьесе «Зори» (1898) герой говорит: «Мы живем в период обновлений». Верхарну в совершенно исключительной степени свойственно было ощущение движения и развития мира. «Горизонты в пути» — так мыслил себе современность поэт.
С гордостью писал Верхарн о новом человеке, о человеке-творце. Его поэзия как бы предугадала необычайный взлет творческих сил человека, поразительные открытия и достижения наших дней. И первый в ряду настоящих людей у поэта — трибун, бунтарь. Бунтаря Верхарн пытался изобразить и в революционной драме «Зори». И когда осенью 1913 г. Верхарн появился в России, его восторженно встретили пролетарские русские поэты. Нам понятна исключительная популярность этой пьесы именно в России накануне и после Великой Октябрьской социалистической революции: русские революционеры видели в пьесе талантливого бельгийского писателя отражение тех революционных зорь, которые становились реальностью у нас в стране благодаря героической борьбе пролетариата.
К революционному пониманию жизни Верхарн пришел не сразу. В 1883 г. он издал первый сборник стихов «Фламандки». В нем отразилось идиллическое представление поэта о народе и его участи. Скорее на картинах фламандских живописцев — мастеров XV—XVI вв., чем в реальной жизни, увидел поэт тех беззаботных людей, которых нарисовал в своих ранних стихах.

Метки:

Добавить комментарий