Энциклопедия художественной литературы

Классики советской сатиры

У истоков советской сатирической литературы стоит Максим Горький, чье творчество, словно мост, связывает русскую классику с новаторским искусством социалистического реализма. Еще в конце XIX в. Горький стал известен как автор острых, полных сатирического яда фельетонов против мещанского хамства. Под озорным псевдонимом Иегудиил Хламида писатель выступал на страницах газет Поволжья, разя тупых и самодовольных «хозяев жизни». В годы первой русской революции (1905—1907) он был вдохновителем сатирической журналистики, клеймившей прогнившее царское самодержавие. Кто не знает горьковских памфлетов «Город Желтого Дьявола», «Мои интервью», «Прекрасная Франция» и других, развенчавших «культуру доллара», буржуазную лживую демократию! И сегодня не потеряли своей актуальности очерки Горького о фашизме, о защитниках капитализма, о тех, кто хотел бы повернуть колесо истории вспять. Сатирическими элементами насыщены драматические произведения Горького и эпопея «Жизнь Клима Самгина», воссоздающая историю русской интеллигенции за сорок предреволюционных лет.
Непревзойденным мастером сатирической поэзии был В. В. Маяковский. Оружием смеха он неутомимо сражался за революционное преобразование общества. Титанической была работа Маяковского — поэта и художника—в «Окнах РОСТА» (РОСТА — Российское телеграфное агентство). Он создавал броские плакаты с подписями-стихами, доходчивыми, остроумными, злыми. Поэт призывал народ воевать и трудиться не покладая рук. И в эпоху мирного социалистического строительства Маяковский оставался на передней линии огня. Своим острым пером он разил все, что мешало молодому советскому обществу двигаться вперед. Так, в стихотворении «О дряни» (1921) разоблачались современные обыватели. Объектом его сатиры стали спекулянты, рвачи, бюрократы-чинуши, приспособленцы.

Метки:

Добавить комментарий