Энциклопедия художественной литературы

Комедия

Со времен Аристофана сатира и юмор завоевали сценические подмостки. Шекспир был не только великим трагедийным писателем, но и гениальным комедиографом. Испанец Лопе де Вега, итальянец Гольдони, французы Мольер и Бомарше создали пьесы, которые не сходят со сцены. А в России XVIII в. Фонвизин, Капнист, Крылов стояли у колыбели русской классической комедии, давшей человечеству такие шедевры, как «Горе от ума», «Ревизор», «Смерть Пазухина», как пьесы Островского, Сухово-Кобылина, Чехова.
Одной из первых советских сатирико-героических комедий, полюбившихся широкому зрителю, была «Мистерия-буфф» Маяковского. Не сходят со сцен советских и зарубежных театров «Клоп» и «Баня» Маяковского. На разных этапах истории советского театра шли комедии писателей Леонова и Ромашова, Катаева и Шкваркина, Микитенко и Крапивы, Корнейчука и Каххара, Розова и Софронова. В этих пьесах ставились жизненно важные вопросы.
Одним из популярных комедийных писателей в последние годы стал Сергей Михалков. К лучшим его работам следует отнести «Памятник себе» — комедию сатирическую, острогротескную. Если бы Почесухин, герой пьесы, был просто бюрократом, тупицей и откровенным дураком (такие нередко встречаются в кинофильмах и на сцене), не стоило бы, вероятно, писать комедии. Дело сложнее. Михалков развенчивает убежденного в своей правоте и даже бессмертии чиновника, обывателя до мозга костей, который не собирается добровольно сдать свои позиции. «Если я мещанин, — заявляет Почесухин с вызовом, — то я наш, советский мещанин, дорогие товарищи!»
Прочные симпатии у зрителя завоевали комедии, отличающиеся благородством мысли, свежестью образов, остроумным подтекстом. К их числу относятся комедии-сказки Евгения Шварца «Голый король» и «Тень».

Метки:

Добавить комментарий