Энциклопедия художественной литературы

Езда в незнаемое

И все же коренной поворот в детской литературе наступил только после Великой Октябрьской социалистической революции. Не покорных, бессловесных слуг, а гордых, смелых, самостоятельно мыслящих и инициативных людей хотело воспитать новое государство. Воспитание правдой стало основополагающим требованием к детской литературе.
«Больше всего хотелось бы, — писала Н. К. Крупская, — чтобы детская литература помогла бы лучше понять реальную жизнь, реальную борьбу живых людей...» А. М. Горький призывал детских писателей создавать книги, в которых ярко проявилось бы значение человеческого труда — единственного источника культуры, материальных и духовных ценностей.
Та многокрасочная, богатейшая советская детская литература, которую мы знаем сейчас, возникла не сразу. Родиться и окрепнуть помогли ей основоположники социалистического реализма Горький и Маяковский. Они своим творчеством как бы проложили основные магистральные пути, по которым пошла в дальнейшем наша детская литература.
Первые победы ждали ее в жанре стихотворной и драматической сказки. Было похоже,что в доме, где прежде было открыто всего несколько окон, начали распахивать никогда прежде не открывавшиеся ставни. И в каждом окне предстало взору невиданное раньше, «...появился «Крокодил» К. И. Чуковского, возбудив шум, интерес, удивление, как то бывает при новом явлении литературы», — отмечал Ю. Тынянов. Написанная еще до революции, но изданная отдельной книжкой в 1919 г., стихотворная сказка «Крокодил» положила начало сказочному миру Чуковского. В этом пестром мире людей, зверей, насекомых злые силы торжествовали лишь временно. Благодаря отваге, верности, благородству положительных героев в конце концов всегда побеждало добро.
В сказках Чуковского удачно слились нравственная идея и стих, приближающийся по своему духу к детскому фольклору и детскому восприятию.

Метки:

Добавить комментарий