Энциклопедия художественной литературы

Итало Кальвино

С темой Сопротивления связаны и первые произведения Итало Кальвино. Его рассказы из сборника «Последним прилетает ворон» (1949) выдвинули Кальвино в число лучших итальянских новеллистов. Они отличаются антифашистской и демократической направленностью. По темам и содержанию рассказы Кальвино очень разнообразны. В этом и последующих сборниках, наряду с рассказами о Сопротивлении, с новеллами, построенными на личных воспоминаниях, мы встречаем рассказы о детях, природе, животных. Кальвино — создатель своеобразного жанра новеллы-сказки, носящей философский и аллегорический характер. Но и сказочный мир рассказов Кальвино глубоко реалистичен. Наиболее ярко этот реализм со сказочным уклоном проявился в серии рассказов о Марковальдо (1963), которые написаны для детей, но интересны и взрослому читателю. С забавным героем этих современных сказок-притч — незадачливым бедняком Марковальдо происходят самые невероятные трагикомические истории, но он никогда не унывает и с неистощимой изобретательностью борется за кусок хлеба для своей семьи.
Сказочная линия в творчестве Кальвино получила развитие и в трех повестях историко-фантастического и историко-философского характера — «Виконт, которого разорвало пополам» (1952), «Барон на дереве» (1957) и «Рыцарь, которого не существовало» (1959), объединенных в 1960 г. в одну книгу — «Наши предки». Эти повести переработаны автором также и для детей.
Не меньший успех в Италии имела и новая книга Кальвино «Смешные рассказы о космосе» (1966), написанная в своеобразном жанре юмористической фантастики.
Ценным вкладом Кальвино в итальянскую культуру явилась обработка и перевод с диалектов на литературный язык итальянских народных сказок.
Однако основной линией творчества Кальвино все же остается реалистическая. В большинстве своих рассказов и повестей, в частности в повести «Строительная спекуляция» (1957), писатель откликается на жгучие вопросы итальянской действительности.
Благодаря творчеству прогрессивных писателей, развивающих реалистическое направление, новая итальянская литература обрела народный и национальный характер, из литературы провинциальной она превратилась в одну из больших мировых литератур.

Метки:

Добавить комментарий